Комментарий рабби Овадьи Сфорно (1475–1550) печатается в любом основательном издании Пятикнижия, однако – в сравнении с комментариями, например, Раши и Рамбана – всеобщего внимания он не заслужил. Существуют несколько недавних суперкомментариев к нему на иврите и английский и фрагментарный русский переводы с краткими объяснениями, однако нам представляется, что ни одно из этих изданий не показывает Сфорно вполне.

В комментарии Сфорно слились еврейская традиция и традиция ренессансного гуманизма. С одной стороны, он объясняет простой смысл Писания в свете еврейских источников – Талмуда, мидрашей и средневековых комментариев, – с другой, внедряет в еврейский контекст чуждые понятия античной и ренессансной философии и педагогики и скрыто полемизирует с современными религиозными и философскими доктринами. Комментарий этот из-за своей краткости труднодоступен и сам по себе, а гуманистическая программа Сфорно, кажется, до сих пор занимала лишь университетских исследователей – и чаще в связи с другими его сочинениями.

В этом издании мы хотим представить читателю не только полный перевод комментария Сфорно на русский и перевод текста Торы в его свете (многие стихи, следуя этому комментарию, приходится переводить непривычно), но и подробные пояснения к нему, освещающие диалог Сфорно с обеими традициями – еврейской и европейской, – которым он наследовал.

 

В наших пояснениях мы намеренно избегаем смешения раннего и позднего, свойственного религиозным изданиям: толкуя тот или иной комментарий Сфорно, мы обращаемся только к текстам, с которыми он мог быть знаком, а не читаем его через линзу более поздних трактовок. Кроме того, наша экспертиза в культуре раннего нового времени позволяет нам тщательно исследовать и едва изученный гуманистический пласт этого комментария.

Мы полагаем, что наше издание будет иметь не только академическую ценность: Сфорно, человек двух миров, раввин и европейский интеллектуал, кажется нам образчиком современной еврейской идентичности: ничуть не отступая от классической экзегезы, он в то же время далёк от религиозного изоляционизма и враждебной слепоты к культуре, внутри которой жил.

Чтение Сфорно с подробными пояснениями с точек зрения двух культурных традиций, на наш взгляд, важно не только как акт изучения Торы, но и как акт рефлексии над историческими возможностями иудаизма и его современным состоянием.

Дискуссия еще не началась. Вы можете оставить первый комментарий.

Для комментирования необходимо авторизоваться.

Обратная связь

Наши специалисты постараются ответить на Ваше сообщение в кратчайшие сроки. Спасибо!

Задать вопрос

Наши специалисты постараются ответить на Ваше сообщение в кратчайшие сроки. Спасибо!

Поделиться проектом с другом

На электронную почту Вашего друга будет отправлена ссылка на данный проект!
Закрыть

Мы используем cookie-файлы и аналогичные технологии для сбора информации о Вас, чтобы предлагать Вам лучший опыт работы на нашем сайте. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими целями в разделе Политика конфиденциальности.