Согласно еврейской традиции («Бава Батра», 15а), автор книги Коэлет (Экклезиаст), а также книг Шир а-Ширим (Песнь песней) и Мишлей (Притчи) – царь Шломо (Соломон). Однако записаны эти книги были через несколько сот лет его потомком, царем Иудеи Хизкиягу (Езекия). Эти три книги тематически связаны между собой. Книга Коэлет посвящена выбору жизненного пути – пути мудрости; книга Мишлей объясняет, как идти по этому пути; книга «Шир а-Ширим» раскрывает связь народа Израиля cо Всевышним: именно эта связь помогает идущим не сбиться с пути.
Любую книгу ТАНАХа важно изучать с классическими комментариями. Книга Коэлет особенно трудна, поскольку большинство комментариев рассматривают её не как единое произведение, а как собрание мудрых изречений. В том числе и поэтому и Абрабанель, и Мальбим, авторы целостных комментариев на большинство книг ТАНАХа, обошли Коэлет стороной.
Предлагаемый вашему вниманию текст на русском языке составлен на основе комментария «Диврей Коэлет» рава Иехиэля Арье Мунка из Реховота с опорой на другие комментарии.
Раву Мунку удалось решить невероятно сложную задачу. Компилируя множество известных классических толкований, он составил консистентный комментарий на книгу «Коэлет». Предмет и общая идея книги известны нам по интерпретациям мудрецов Талмуда. Сложность текста в том, что далеко не всегда понятна связь между отдельными его пасуками (стихами). Кроме того, словоупотребление в книге Коэлет часто довольно необычно, что тоже затрудняет понимание. Комментарий рава Мунка помогает в значительной степени справиться с этими проблемами.
Выходные данные
Формат: 117*166 мм
Обложка: жесткая, матовая ламинация, выборочно лак
Дополнительно: ляссе (ленточка-закладка)
Переплет: классический
Кол-во страниц: 176
ISBN: 978-965-7715-00-0
Рав Элазар Нездатный
Родился в 1958 г. в Ташкенте. С начала 80-х участвовал в деятельности подпольной еврейской общины Ленинграда, учился у р. Вассермана. В 1988 г. уехал в Израиль, учился в ешиве «Швут Ами». В 1991 г. по поручению Фонда Вольфсона основал в Санкт-Петербурге школу «Мигдал Ор», которой руководил до 2008 г. В настоящее время – раввин и преподаватель общины и колеля "Мигдал Ор".
Книга Коэлет (Экклезиаст) вызывает у читателей весьма противоречивые чувства. Начинается все с любопытства: еще бы, книга, которую написал мудрейший из людей! Интерес возрастает по мере знакомства с первыми главами, которые касаются извечного вопроса о смысле жизни. Создается впечатление, что крайний скептицизм первых глав (суета сует, полная бессмысленность) – это только отправная точка, которая приведет автора к глубокому пониманию важнейших вопросов мироздания. Ведь впереди еще 9 глав, значит, тема должна развиваться! И здесь читателя ждет разочарование: он перестает понимать... Конечно, слова понятны, и то, как они складываются в предложения, тоже понятно, но совершенно неясно, что автор хочет сказать этими словами. Куда он ведет читателя, где же ответ на вопрос о смысле или бессмысленности жизни? Здесь самое время обратиться к комментаторам, но все они представляют книгу Коэлет как сборник отдельных, не связанных друг с другом афоризмов и мудрых наблюдений. Большинство изучающих книгу смиряются: если великие комментаторы не смогли обнаружить связь между отдельными высказываниями мудрейшего из людей, значит, это невозможно, – недаром книга называется Коэлет, что означает буквально: «собиратель»: должно быть, это сборник мудрых афоризмов. Но рав Э. Нездатный не смирился и упорно искал комментарий, который сумел бы объяснить связь между ее главами и стихами. Тут Провидение и послало ему маленькую брошюрку рава Мунка, предпринявшего поистине героическую попытку представить книгу Коэлет как единое целое, как текст, в котором мысль развивается, переходя от предположений к выводам, отметая ложные гипотезы и идя навстречу новым вопросам. Осталось только адаптировать этот комментарий для русскоязычного читателя – что рав Нездатный, на мой взгляд, блестяще сделал. Приятного чтения!
Дискуссия еще не началась. Вы можете оставить первый комментарий.